Уральские горы и сказы Бажова
Иллюстрация Г. Мосина
к сказу П. П. Бажова
"Про Великого Полоза"
Бажов П. П.
Уральские сказы
Толковый словарь к сказам Бажова
Опоясывание земли
(мансийская легенда)
Земля золотая
(уральская легенда)
|
|
О ЗМЕЕ-ПОЛОЗЕ
Евгений Пермяк[1]
В скорости как наша земля отвердела, как суша от морей отделилась, зверями всякими, птицами населилась, из глубин земли, из степей прикаспийских золотой
Змей-полоз[2] выполз. С хрустальной чешуей, с самоцветным отливом, огненным нутром, рудяным костяком, медным прожильем…
Задумал собою землю опоясать. Задумал и пополз от каспийских полуденных степей до полуночных холодных морей.
Больше тысячи верст полз как по струне, а потом вилять начал. Осенью, видно, дело-то было. Круглая ночь застала его. Ни зги! Как в погребе. Заря даже не занимается.
Завилял полоз. От Усы-реки к Оби свернул и на Ямал было двинулся. Холодно! Он ведь как-никак из жарких, преисподних мест вышел. Влево пошел. И прошел сколько-то
сотен верст, да увидел варяжские кряжи. Не приглянулись они, видно, полозу. И удумал он через льды холодных морей напрямки махнуть.
Махнуть-то махнул, только каким ни будь толстым лед, а разве такую махину выдержит? Не выдержал. Треснул. Осел. Тогда Змей дном моря пошел. Ему что при
неохватной-то толщине! Брюхом по морскому дну ползет, а хребет поверх моря высится. Такой не утонет. Только холодно. Как ни горяча огневая кровь у Змея-полоза,
как ни кипит все вокруг, а море все-таки не лохань с водой. Не нагреешь.
Остывать начал полоз. С головы. Ну а коли голову застудил — и тулову конец. Коченеть стал, а вскорости и вовсе окаменел.
Огневая кровь в нем нефтью стала. Мясо — рудами. Ребра — камнем. Позвонки, хребты стали скалами. Чешуя — самоцветами. А все прочее — всем, что только есть
в земной глубине. От солей до алмазов. От серого гранита до узорчатых яшм и мраморов.
Годы прошли, века минули. Порос окаменевший великан буйным ельником, сосновым раздольем, кедровым весельем, лиственничной красой.
И никому не придет теперь в голову, что горы когда-то живым Змеем-полозом были.
А годы шли да шли. Люди осели на склонах гор. Каменным Поясом назвали полоза. Опоясал все-таки он как-никак нашу землю, хоть и не всю. А потому ему форменное
имя дали, звонкое — Урал.
Откуда это слово взялось, сказать не могу. Только так его теперь все называют. Хоть и короткое слово, а много в себя вобрало, как Русь…
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Пермяк Евгений Андреевич – Евгений Андреевич Виссов (1902–1982; псевдоним Пермяк) родился в Перми. Здесь, на Урале,
он хорошо узнал жизнь простых людей, слышал живой и выразительный народный язык.
Предки писателя — выходцы из крепостных. В детстве и юности Е. Пермяк часто ездил по городам и поселкам Урала и близко познакомился с жизнью мастеровых людей.
Еще мальчиком он полюбил ремесла и активно их осваивал.
Позднее, на исходе Гражданской войны, Е. Пермяк едет в Сибирь, в Кулундинские степи. Здесь он учится пахать, сеять, убирать урожай.
Но больше всего его тянет к литературе. Окончив в 1930 году педагогический факультет Пермского университета, он переезжает в Москву и начинает свою писательскую
карьеру в качестве драматурга.
В годы Великой Отечественной воины Пермяк вместе с московскими литераторами находился в Свердловске. В это время он очень подружился с
Павлом Петровичем Бажовым, помогал ему руководить местной писательской организацией. По книгам П. П. Бажова Евгений Андреевич написал
пьесы «Ермаковы лебеди», «Серебряное копытце». Впоследствии Пермяк посвятил Бажову книгу «Долговский мастер».
Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам «тайны цены» человеческого труда. Почти все книги писателя о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте,
творческом поиске, духовном богатстве. И всегда во всех произведениях Евгения Пермяка «поет» живое народное слово. (вернуться)
2. По́лоз – большая змея. Среди натуралистов, сколько известно, нет полной договоренности о существовании полоза на Урале,
зато у кладоискателей полоз неизменно фигурирует как хранитель золота. В сказах Хмелинина (см. о Хмелинине подробнее в
гл. V очерка П. Бажова "У старого рудника"), как обычно, полозу присваиваются человеческие черты.
(вернуться)
в начало страницы
|