Уральские горы и сказы Бажова
Иллюстрация Г. Мосина
к сказу П. П. Бажова
"Про Великого Полоза"
Бажов П. П.
Уральские сказы
Толковый словарь к сказам Бажова
Легенды и сказки горного Урала
|
|
ЗЕМЛЯ ЗОЛОТАЯ
Уральская легенда
У подножия высоких и скалистых гор, в те далекие времена жило племя первых людей. Жили они вольготно,
не знали войн и раздоров, пасли в горах стада баранов и коз, охотились в богатых лесах, одевались в шкуры зверей. Что скрыто внутри гор, их не интересовало.
Но вот у одной женщины этого племени родился сын. Все люди дивились его необычайной красоте и приходили им полюбоваться. Пришёл, наконец, и старейшина племени.
Долго смотрел он на мальчика, а потом сказал людям своего племени так: «Сбылась примета. Это он. Древнее предание гласит, что родится однажды мальчик и будет
он красив, белокур, и строен с детства. И назвать его надо именем Ур, что означает Земля».
— Ну что же, пусть так и будет — сказала мать.
— Это еще не все, — продолжил старейшина из племени, — предание гласит, что не будет ему на земле счастья. Он уйдёт в землю, когда вырастет.
— Он умрёт, мой мальчик! — горестно вскрикнула мать.
— Нет, предание не говорит о смерти. Юноша будет ждать, когда проснётся спящая в этих горах Золотая девушка.
— Кто она эта Золотая девушка? — с гневом воскликнула мать.
— Никто её ни разу не видел, она спит пока не придет её время.
— Она прекрасна?
— Об этом ничего не сказано в древнем сказании. — ответил старец. — Не ясен смысл слова «золотая». Мы такого слова не знаем. Другие люди узнают и скажут,
прекрасна ли она.
Сказав это, старейшина положил у колыбели мальчика лук со стрелами и певучую свирель и вышел. Прошли годы, и Ур подрос: высоким и гибким стал он. Пряди сияющих,
как солнце, и волнистых, как шерсть ягненка волос спадают на лоб. Повесил он на шею свою громкоголосую свирель, надел через плечо лук да взял колчан со стрелами
и отправился пасти стада коз и баранов.
Однажды ранним утром, как обычно, он играл на свирели и пел, а подле него шумел вековой лес. Вдруг с вершины самой высокой скалы стремительно вылетел могучий орёл
— царь птиц, сложил крылья и камнем стал падать вниз на стадо. Схватил цепкими когтями ягнёнка и стал подниматься вверх к своему гнезду.
Ур вскочил на ноги, бросил свирель, натянул тугую тетиву лука и пустил стрелу вслед улетающей птице. Меткая стрела сына Земли пронзила орлу шею. Раненый орел,
выбиваясь из последних сил, долетел до вершины горы и замертво упал на острые камни.
Бросился юноша на гору чтобы отобрать у орла добычу. Путь до вершины оказался сложен. И когда Ур все же достиг её то увидел: сидит около убитой птицы прекрасная
девушка и горько плачет. Удивился пастух — откуда могла взяться на скале девушка?
— Кто ты такая и почему плачешь? — спросил он.
Девушка подняла голову, и тут увидел юноша, что волосы у нее были не обычные, а из тонких блестящих нитей. И вся она была яркая и сияющая, как солнце, отчего
пастуху слепило глаза.
— Я — Золотая девушка! Как ты посмел убить моего гонца? — с гневом сказала она.
— Но орёл схватил моего ягнёнка...
— Ты говоришь мне неправду, пришелец! Он по моему приказу летал искать среди людей того юношу, которого я давно жду, а имя у него — Ур. Может ты о нем слышал?
— Твой орел уже привёл его к тебе — ответил юноша.
— Так это ты и есть, Ур? — воскликнула девушка.
— Тогда пойдём со мной. Я должна показать тебе богатства Земли, которое мы с отцом бережем для людей.
Юноша заколебался.
— Ты что боишься? Знай, ты не сможешь уйти отсюда, как и я. Мы будем вместе долго жить в горах, охраняя людское добро.
— Так давай лучше отдадим все это богатство людям. Вон там, далеко внизу, в долине, живёт мой народ. Откроем им все и будем жить вместе с ними.
— Нет, ещё не пришло время. Эти люди счастливы, что не знают о тайных кладах гор, должны пройти долгие годы, пока люди поймут, что такое богатство земли и узнают
всю правду о ней. И тогда некоторые храбрецы пойдут в горы искать его. Вот мы и должны оберегать от них богатство гор.
— Зачем же? Ведь все это принадлежит им.
— Тайные клады Земли должны достаться всем людям, а не избранным. Но до того времени ещё очень далеко. Когда-нибудь оно наступит, и мы откроем людям дары гор.
Пошли же!
И они ушли в горы. Девушка показала Уру несметные сокровища, скрытые в горах и хранимые ею до дней счастливого века. Там были прекрасные дворцы из жёлтого, как
волосы девушки, блестящего камня, реки, протекающие по дну из разноцветных камней драгоценных.
— Об этих богатствах пока ничего не знают люди. Смотри, а вот здесь прошёл мой отец.
В камне следом молнии пролегла жила из жёлтого камня.
— Мой отец — Великий Полоз[1]. Там где он проползает, остаётся его золотой след.
— А что такое золото? И почему тебя зовут Золотой девушкой?
— Золото — камень, которого в земле очень мало. Я не знаю, как его позднее назовут люди. Я из этого камня.
— Я останусь здесь, с тобой, охранять добро народа. Дай мне кусок жёлтого камня.
Они вернулись на вершину скалы к убитому орлу. Юноша сделал наконечник для стрелы из жёлтого камня, натянул тетиву лука и послал весть о себе в сторону стана
племени. А потом, в последний раз поглядел на солнце, ушёл внутрь гор. Ушёл навсегда.
Люди нашли стрелу Ура. Принесли её старейшине племени. Старик сказал:
— Да, этот жёлтый камень и есть знак Золотой девушки. Ур остался у неё навсегда. На языке нашего народа камень этот будет называться «ал».
С той поры и зовут люди эти горы Урал, что значит Земля Золотая. А стражей богатства так и не видел больше никто. Старики-старатели говорят, что и сейчас живут
они в наших горах, помогают людям разные клады в земле отыскивать: самоцветы, золото, руды всякие.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Великий Полоз – хозяин золота, его дочери Змеевка, Огневушка, которая указывает на верховое золото, и т. д.
С помощью этих сказочных образов уральские горняки поясняли загадочные явления природы: «Например, потерялась золотоносная жила – это значит, что Полоз
(огромный змей – хозяин всего золота в земле) – отвел эту жилу в другое место… Золото внутри такого плотного камня, как кварц, объяснялось тем, что здесь прошла
Полозова дочь – Змеевка, и т. д.» (П. Бажов, Предисловие к сказам, опубликованным в журнале «Октябрь», № 5-6, 1939, стр. 159.)
См. сказы П. Бажова «Про Великого Полоза» и «Огневушка-Поскакушка».
(вернуться)
в начало страницы
|