Уральские горы и сказы Бажова

Иллюстрация Г. Мосина
к сказу П. П. Бажова
"Широкое плечо"
Бажов П. П.
Уральские сказы
Толковый словарь к сказам Бажова
Легенды и сказки горного Урала
|
|
ЗОЛОТАЯ НИТЬ
Уральская легенда
Летит вольный ветер, видит: узором из яшмы солнечной от океана-моря Ледовитого до горячих степей
прикаспийских протянулся сказочный Каменный пояс, горы Уральские.
Летит вольный ветер, видит: горы зелёной щетиной совсем поросли, леса изумрудом зелёным переливаются, голубыми бирюзинками озёра светятся, золотом хлебные
поля горят.
Летит вольный ветер, видит: спорит с Урал-батыром лесное чудовище Шурале[1], лихо одноглазое с длинным носом и руками
с тремя пальцами на каждой.
Не встречайся, путник, с лешим Шурале – заведёт в болото гиблое, защекочет до смерти.
Визжит Шурайе, слюной брызгает:
— Только и слышу: Урал-батыр[2] – хозяин гор и лесов! Урал-батыр – хозяин степей и озёр! Все одному? Не-ет, давай поделимся по-хорошему.
Смеётся Урал-батыр:
— Чего же делить? Леса и пчелой, и птицей, и зверем богаты. В озёрах рыба плещется. В степях широких табуны коней пролетают. Всем места хватит – живи.
Упирается Шурале, злобствует. Придумал-таки нечистый и говорит:
— Давай, верёвку вить. Сроку три дня и три ночи. Кто сколько себе земли захватит, тот и хозяйничает.
На том и порешили.
Поскакал Шурале своих подручных скликать. Набежало тридцать три старых чёрта, тридцать три кикиморы, да тридцать три лесных ведьмы, мэскей.
Стали они с осин лыко драть да верёвку вязать. Шум, гам, визг.
А Урал-батыр в родные горы пошёл, к роднику заветному.
Здесь в горной чаше с хрустальной водой жила родительница рек уральских – Мать Родниковых Вод.
Отсюда серебряные струйки стекали вниз, собирали своих стремительных братьев и уже все вместе прорубали себе дорогу в горах, выбегали на простор и степенно
плыли к морям южным и северным.
Рассказал Урал-батыр о споре с окаянным Шурале, совета просит.
Рассыпала серебро смеха Мать Родниковых Вод. Сказала:
— Иди, батыр, к большой горе Зур-тау[3]. Поклонись от меня доброму Иргаилу-карлику. Он поможет.
Зур-тау на голову шапку облаков надела. Зур-тау перед батыром двери распахнула.
Вышел из горы старичок с ноготок. Борода белая, длинная-предлинная. Шёлковый халат золотыми звёздами вышит. На ногах сапожки серебряными подковками подбиты.
На голове шапка из меха лисы-огнёвки.
Зовёт Иргаил-карлик богатыра в гору. А там у него кузня настоящая! Наковаленка, инструмент всякий. Фартуки рабочие. Угольки в горне тлеют – только раздувай!
Иргаил-карлик палочкой взмахнул – прилетели пчёлки с золотыми крылышками, над чашей из орлеца-камня золотую пыльцу с крылышек стряхнули.
— Пыльцу расплавим, золотую нить выкуем. За дело, батыр! Настоящий хозяин Урала работу знать должен.
Застучали весело молоточки. Тонкая прочная нить из золота получается.
Вроде бы и небольшой клубочек сработали, а хватило его, чтобы окружить и горы, и леса, и степи, и тундру, где олешки пасутся, до самого океана-моря Ледовитого!
Оттого-то, говорят старые люди, Урал, мол, означает круг, окружность. А кто и по-другому толкует сказки, ведь всяк по-своему рассказывает.
Летит вольный ветер, видит: незримо, вроде бы.
Но прошла, пролетела золотая нить через хребты и земли уральские, через дела и души человеческие.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Шурале – герой башкирских и татарских легенд и сказок, человекоподобное существо. Образ шурале близок к сатирам и лешим.
(вернуться)
2. Баты́р – богатырь силач, храбрец. См. башкирскую сказку "Урал-батыр".
(вернуться)
3. Зур-та́у – гора Зуртау расположена в Чебаркульском районе Челябинской области. В переводе с башкирского ее
название означает «большая гора» (зур – «большой», тay – «гора») и указывает на ее размер сравнительно с окружающими горами. (вернуться)
в начало страницы
|