Дедушка Слышко. Е. Хоринская

 

Уральские горы
и сказы Бажова

Жизнь и творчество
П. П. Бажова


П. П. Бажов в годы учебы в Пермской духовной семинарии. Конец 1890-х гг.


П. П. Бажов читает письма избирателей. Фото, 1948 г.

Бажов П. П.
Уральские сказы

Толковый словарь
к сказам Бажова

Бажов П. П.
Уральские были
(очерки)

 

 

     ДЕДУШКА СЛЫШКО [1]

Дедушка Слышко... Ну кто же из уральских ребят его не знает! Это он рассказывал полевским мальчишкам на горе Думной[2] чудесные сказы, это с ним подружились они тогда. И дружба продолжается, хотя прошло с той поры примерно семьдесят пять лет.

Когда сысертского мальчика увезли учиться в Екатеринбург, он с нетерпением ждал каникул и тосковал по дому. Сначала он приезжал на каникулы в Сысерть, потом родители переехали в Полевское.

Здесь-то и произошла встреча со стариком Хмелининым, которая оказалась такой важной в жизни Бажова.

Конечно, много преданий, сказов, поговорок, присловий будущий писатель слышал и дома — от отца, матери, бабушки. Они были хорошими рассказчиками и в разговоре часто пользовались остроумными уральскими поговорками.

Но было бы неправильным считать, что только дома почерпнул писатель тот материал для своих сказов, что хранился у него в памяти почти пятьдесят лет. Сам Павел Петрович предостерегал от этого. Он говорил, что в семье слышал во много раз меньше, чем в окружающей рабочей среде.

В детстве Бажову довелось провести в Полевском три года. Это были 1892—1895 годы. Маленький домик, в котором жили Бажовы, стоял за рекой, поблизости от горы Думной. Как не похож теперешний город Полевской на Полевское тех лет! Не было ни корпусов криолитового завода, ни сверкающих огнями домов соцгородка... Только пустынное холмистое поле старого Гумешевского рудника да заводской поселок.

А дальше леса, леса, леса... Еще гора Думная... На горе — будка с колоколом.

«Пойдем на гору сказки слушать»,— позвал однажды Пашу Бажова один из его новых полевских товарищей.

— Сказки? Что я, маленький?

— Пойдем! Сегодня на караулке дедушка Слышко стоит. Он занятно сказывает. Про девку Азовку, про Полоза, про всякие земельные богатства...

— Об Азовке и Полозе, о кладоискательских приметах и всяких земельных богатствах мне уже не раз приходилось слышать,— вспоминает Павел Петрович.— Но все это было как-то не по-настоящему, без начала, без конца. Послушать об этом заново показалось интересно. Пошел с товарищем на гору и с той поры стал самым ревностным слушателем дедушки Слышко. Из игр потом вечерами выходил, чтобы не пропустить дежурства этого заводского сказителя.

Так состоялось знакомство юного Бажова с Василием Алексеевичем Хмелининым, которого ребята звали просто дедушкой Слышко.

Павел Петрович так рассказывает о тех памятных летних вечерах в Полевском, когда он с друзьями слушал затейные сказы Хмелинина.

«На плотине «отдали восемь часов». То же повторилось на колокольне. Третья очередь — Думной горы. Дедушка Слышко уже забрался на невысокий помост и ждет, когда замрет вдали последний звук. Потом размеренно бьет в колокол и приговаривает:

— Знай наших! Тонко да звонко и спать неохота...

Отбив, не спеша сходит с помоста, усаживается на крылечке караулки и начинает набивать свою «аппетитную».

Самое спокойное время... В эти часы дед что-нибудь рассказывает. Но если попросит кто сказку, он всегда поправит:

— Сказку, говоришь? Сказка — это, друг, про попа и попадью. Такие тебе слушать рано. А то вот про курочку-рябушку да золото яичко, про лису с петухом и протча. Старухи маленьким сказывают. Ты, поди, опоздал такие слушать, да и не умею я. Кои знал и те позабыл. Про старинное житье — это вот помню. Много такого от своих стариков перенял, да и потом слыхал. Тоже ведь на людях, поди-ка, жил. И в канаве топтали, и на золотой горке сиживал. Всяко бывало. Восьмой десяток отсчитываю. Это тебе не восемь часов в колокол отбрякать! Нагляделся. Наслушался.

Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь — сказку!»[3]

В поселке Хмелинина считали весельчаком и балагуром, но в то же время человеком, хорошо знающим все «пески» в селе, где золотишко водится. Всю жизнь старый сказитель гнул спину на рудниках и золотых приисках. На своей шкуре испытал тяжкую жизнь горняков и старателей старого Урала, знал, почем фунт лиха.[4] Поэтому часто говорил в своих сказах о том, что сам видел и пережил.

Вот почему в этих сказах живут рядом вымысел и правда. В сказах много «тайной силы» — Хозяйка Медной горы, Змеевка, Полоз... Все они поступают как люди и делают все справедливо: хорошему человеку помогут, плохого — накажут. К плохим людям, злым, жестоким относятся, конечно, бары, заводское начальство. С ними-то и расправляется «тайная сила».

Почему же складывались такие сказы? Угнетенные и бесправные люди, которые от голода и непосильного труда падали и умирали прямо в забоях, выражали в сказах и гнев, и надежду на счастье, на лучшее будущее. Сами они не могли тогда еще расправиться со своими угнетателями и поручали это> «тайной силе»: чего хочется — в то и верится.

Павел Петрович с любовью и уважением вспоминает старика Хмелинина, доброго дедушку Слышко, высоко оценивает его мастерство, его талант, называет его настоящим художником. Никто в свое время не заинтересовался им, не записал его сказов.

Малограмотные или совсем неграмотные рабочие не могли этого сделать, а заводские служащие держались так важно, что им и в голову не пришло бы слушать и записывать какого-то «неграмотного старичонку у караулки»[5]. Да и не по вкусу пришлись бы им сказы Хмелинина. Так и погибли бы эти талантливые хмелининские сказы, если бы не было среди его слушателей сысертского паренька, который жадно ловил каждое слово. Внимательно же слушал старика этот ясноглазый подросток, если через много лет сумел вспомнить то, что узнал от дедушки Слышко.

Вот что говорит об этом сам Павел Петрович Бажов: «Память не в силах, конечно, донести полностью все то, что было слышано чуть не полвека назад. В лучшем случае сохранились остов сказа, его стиль, кое-какие имена, названия да некоторые наиболее запомнившиеся выражения. По этим вешкам сказы и воспроизводились. Помогло также некоторое знакомство с историей заводского округа, близость родного местного говора и свой жизненный путь, долгое время проходивший по тем же местам, где работал, жил и слагал свои сказы дедушка Слышко».

П. П. Бажов был человеком необычайно скромным и в жизни, и в творчестве. Свое вступительное слово к сказам он заканчивает так: «Хотелось бы, чтобы эта запись по памяти хоть в слабой степени отразила ту непосредственность и увлекательную силу, которыми были полны сказы, слышанные у караулки на Думной горе».

Павел Петрович скромно говорит, что он будто бы только записал сказы Хмелинина. Нет, сказы Павла Петровича Бажова — это совсем не простая запись или обработка того, что он слышал. Это произведения большого, талантливого, настоящего художника. Можно сказать так: все слышанное Бажовым — это фундамент, на котором он построил новый добротный дом невиданной красоты. И стоять этому дому — века...


ПРИМЕЧАНИЯ

1. Источник: Е. Хоринская. Наш Бажов. Средне-Уральское Книжное Издательство, Свердловск, 1968. (вернуться)

2. Думная гора – гора в черте Полевского завода, со скалистым спуском к реке.
В пору сказителя этот спуск был виден частично, так как с этой стороны находились в течение столетия шлаковые отвалы медеплавильного и доменного производства. (вернуться)

3. Из очерка П. Бажова "У старого рудника". (вернуться)

4. ...знал, почем фунт лиха... – героем сказа П. Бажова «Тяжелая витушка» является полевской старатель Василий Алексеевич Хмелинин, по прозвищу «Дедушка Слышко». В основу повествования положена история старательского «фарта», показана судьба талантливого «первого добытчика». (вернуться)

5. ...«неграмотного старичонку у караулки»«У караулки на Думной горе» – так назывался первый краткий вариант очерка "У старого рудника". Он вошел в качестве предисловия уже в первое издание «Малахитовой шкатулки»: Свердловское областное издательство, 1939 г. (вернуться)


в начало страницы

Главная страница
Яндекс.Метрика