4-е путешествие И. А. Бунина. 1907 год
ЛИТЕРАТУРА

 

  


И. А. Бунин.
Не позднее 1910 г.

Бунин И. А.
Рассказы о Палестине


И. А. Бунин, В. Н. Муромцева. Москва. 1906

 

 

      Иван Алексеевич Бунин
(1870 – 1953)


ПУТЕШЕСТВИЕ 1907 ГОДА
Египет, Сирия, Палестина
[1]

В 1907 году Иван Бунин и его жена Вера Муромцева-Бунина совершили поездку
в Египет и в Святую Землю: в Яффо, Иерусалим, Хеврон, на Тивериадское озеро (Кинерет) и в Хайфу.

Десятого апреля 1907 года[2] Бунин и Вера Николаевна выехали из Москвы — отправились за границу. Деньги на эту поездку — «семь тысяч золотых рублей», по свидетельству Л. Ф. Зурова — дал Бунину Н. Д. Телешов[3]. С этой поездки началась их совместная жизнь, скитальческая, с бесконечными переездами с места на место. Они прожили вместе сорок шесть с половиной лет. Скончалась Вера Николаевна 3 апреля 1961 года, на семь с половиной лет пережив Бунина.

В 1907 году вместе с Верой Николаевной Бунин совершил свое четвертое заграничное путешествие — во «святую» землю. Древние страны Востока — Египет, Сирию, Палестину, а не Италию или Испанию, как советовали Бунину одесские друзья,— выбрала для поездки и настояла на своем предложении Вера Николаевна.

Галина Николаевна Кузнецова пишет о своей беседе с Буниным в ноябре 1932 года: «Как странно, что, путешествуя, вы выбирали все места дикие, окраины мира, — сказала я.

— Да, вот дикие! Заметь, что меня влекли все Некрополи, кладбища мира! Это надо заметить и распутать!»[4]

Это путешествие дало материал для целого цикла рассказов и очерков о Востоке, позже объединенных в сборник «Тень птицы» (Париж, 1931).

Путь из Москвы лежал через Киев, — где осматривали древний Софийский собор, — и, конечно, через Одессу, откуда начинались и где заканчивались все их путешествия.

Двенадцатого апреля[5] приехали в Одессу, на вокзале их встретил Нилус. Виделись с Куровским, с друзьями на «четвергах», ездили к Федорову на дачу «Отрада».

Глядя на море, Бунин говорил: «Боже, как хорошо!

И никогда-то, никогда, даже в самые счастливые минуты, не можем мы, несчастные писаки, бескорыстно наслаждаться! Вечно нужно запоминать то или другое, чувствовать что надо извлечь из него какую-то пользу»[6].

На пароходе «Ян вынимает несколько книг, между ними Саади. Он рассказывает мне об этом «усладительнейшем из писателей и лучшем из последующих, шейхе Саади Ширазском». Жизнь его восхищает Яна»[7]. Готовясь к поездке, Бунин изучал Библию и Коран, читал книги о «святой земле» проф. А. Олесницкого и Тышендорфа,— книгу Тышендорфа для него переводила Вера Николаевна, читал он также какую-то книгу о Востоке французского ученого Масперо.

Пятнадцатого апреля прибыли в Константинополь.

Вера Николаевна вспоминает:

«Пошли турецкие сады с темными кипарисами, белые минареты, облезлые черепицы крыш... Ян называет мне дворцы, мимо которых мы проходим, сады, кладбища... Он знает Константинополь не хуже Москвы».[8]

Остановились на Афонском подворье.

«Мы долго бродим вокруг мечетей по темным уличкам, мимо деревянных домов с выступами и решетчатыми окнами... Потом попадаем на ухабистую площадь с тремя памятниками: это знаменитый Византийский ипподром. Белеет сквозь сумрак султанская мечеть Ахмедиэ со своими минаретами. Вокруг ветхость и запустение, что необыкновенно идет к Стамбулу»[9]. В Константинополе пробыли два дня.

Затем отправились Мраморным морем к берегам Греции. 17 апреля 1907 года Вера Николаевна писала Д. Н. Муромцеву в Москву: «Дорогой Митя, через полчаса снимаемся. Идем в Афины. Ты не можешь себе представить, как хорош Константинополь»[10].

Бунин сообщал своему племяннику Д. А. Пушешникову: «17 апреля, 9 часов вечера. Сейчас прошли Дарданеллы. Уже темно, видели только разноцветные огни на берегах. Весь день прохладно, приятно и штиль. Пока путешествие дивное»[11].

Бунин, вспоминает Вера Николаевна, «говорил об «алтарях» солнца, то, что он потом развил в своей книге «Храм Солнца», высказывал пожелание уехать на несколько лет из России, совершить кругосветное путешествие, побывать в Африке, южной Америке, на островах Таити...

— Я на все махнул бы рукой и уехал, если бы не мать. Ведь у нее — одна радость — мы, дети. Она всю жизнь отдавала нам, я такой самоотверженной женщины никогда не встречал. И вечно всех она жалеет, всех оплакивает»[12].

Восемнадцатого апреля Бунин и Вера Николаевна были в Афинах. Пароход остановился в Пирее, а оттуда поехали в Афины поездом. Осмотрели Акрополь, развалины Парфенона, и тем же пароходом отправились дальше, к берегам Африки.

Двадцатого апреля 1907 года остановились в Александрии. В этот день Бунин писал из Александрии М. П. Чеховой: «Кланяюсь вам, дорогой друг, из Африки!»[13]

На третий день после того, как высадились в Александрии, они снова были в пути, направлялись через Порт-Саид в Яффу — в Иудею.

Двадцать второго апреля они сошли с парохода в Яффе.

Из Яффы поездом прибыли в Иерусалим, откуда наведались в Хеврон и небольшой городишко Вифлеем.

Вера Николаевна пишет: Бунин «вынул записную книжечку и что-то записал в ней.

— Ты много записываешь? — спросила я.

— Нет, очень мало. В ранней молодости пробовал, старался, по совету Гоголя, все запомнить, записать, но ничего не выходило. У меня аппарат быстрый, что запомню, то крепко, а если сразу не войдет в меня, то, значит, душа моя этого не принимает и не примет, что бы я ни делал»[14].

Из Иерусалима через Яффу, морем, отправились на север: в Ливан и Сирию, в города Бейрут, Баальбек, Дамаск.

Четвертого мая Бунин сообщал Телешову: «Дорогой друг, совершаем отличное путешествие. Были в Царьграде, в Афинах, Александрии, Яффе, Иерусалиме, Иерихоне, Хевроне, у Мертвого моря! Теперь пишу тебе из Сирии, — из Бейрута. Завтра — в Дамаск, потом в Назарет, Тивериаду, Порт-Саид, Каир и, посмотревши пирамиды,— домой, снова через Афины»[15].

5/18 мая он писал М. П. Чеховой из Баальбека: «Поклон из Сирии, с пути в Дамаск, из Баальбека, от руин Храма Солнца!»[16]

Бунин писал (по-видимому, Н. А. Пушешникову) 6/19 мая: «Мы в Сирии, в Баальбеке, где находятся «циклопически грандиозные руины Храма Солнца» — древнеримского. Были, как ты уже знаешь, в Иерусалиме, Хевроне, Иерихоне, у Мертвого моря, в Бейруте, и из Бейрута едем по железной дороге в Дамаск. По пути свернули в Баальбек. Впечатления от дороги среди гор Ливана и Анти-Ливана, а также в Баальбеке не поддаются, как говорится, никакому описанию. Из Дамаска поедем в Тивериаду «на места юности Христа», откуда — в Кайфу возле Яффы, а из Кайфы в Египет, к пирамидам. От пирамид через Афины — домой»[17].

Бунин прочел Вере Николаевне стихи, «которые он написал по дороге из Дамаска о Баальбеке, и сонет «Гермон», написанный уже здесь (в Табхе.— А. Б.). Я,— пишет она,— выразила радость, что он пишет, что он так хорошо передает эту страну, но он торопливо перебил меня:

— Это написано случайно, а вообще еще неизвестно, буду ли, я писать...

И перевел разговор на другое. Я тогда не обратила на это его замечание никакого внимания, но оно оказалось очень характерным для него»[18].

Двое суток Бунин и Вера Николаевна провели на Тивериадском озере и через порт Кайфа пустились в обратный путь — в Египет, чтобы посмотреть Каир. Нил, пирамиды.

В Каире, в зоопарке, «довольно долго стоим,— пишет Вера Николаевна,— около террариума с маленькими очень ядовитыми африканскими змейками. Лицо Яна искажается, — у него мистический ужас перед змеями, но его всегда к ним тянет, и он долго не может оторваться от них, следя с какой-то мукой в глазах за их извилистыми движениями».

На обратном пути, в море, Бунин говорил: «...Всякое путешествие очень меняет человека».

О паломниках, плывших тем же пароходом: «А как они равнодушны к морю... Я многих расспрашивал, говорят все одно и то же: когда плыли туда, дюже качало, намучились, а теперь хорошо, как на реке».

Потом говорил: «Как нужно все видеть самому, чтобы правильно все представить себе, а уж если читать, то никак не поэтов, которые все искажают. Редко кто умеет передать душу страны, дать правильное представление о ней. Вот за что я люблю и ценю, например, Лоти. Он это умеет и всегда все делает по-своему. Я удивлен, как он верно передал, например, пустыню, Иерусалим»[19].

Бунин в пути «то читал Саади и все восхищался им, то спускался к паломникам, с некоторыми он подружился. И я иногда слышала, — пишет Вера Николаевна,— какой взрыв смеха вызывали его шутки...»

«Когда мы опять были в Галате, Ян неожиданно сказал:

— А мое дело пропало, — писать я больше, верно, не буду...

Я посмотрела на него с удивлением.

— Ну да, — продолжал он, — поэт не должен быть счастливым, должен жить один, и чем лучше ему, тем хуже для писания. Чем лучше ты будешь, тем хуже...

— Я, в таком случае, постараюсь быть как можно хуже, — сказала я, смеясь, а у самой сердце сжалось от боли».

Двадцатого мая 1907 года Бунин и Вера Николаевна сошли в Одессе с парохода, закончилось, как она сама сказала, их «сказочное путешествие». В те «благословенные дни,— писал много лет спустя Бунин,— когда на полудне стояло солнце моей жизни, когда, в цвете сил и надежд, рука об руку с той, кому бог сулил быть моей спутницей до гроба, совершал я свое первое дальнее странствие, брачное путешествие, бывшее вместе с тем и паломничеством во святую землю...»

Среди одесских друзей два дня прошли незаметно.

Взаимные расспросы, обильные обеды из любимых Буниным восточных блюд, «оживление, веселость, дружеские споры, подшучивание друг над другом» — все это сразу перенесло в иной мир и сделало конец путешествия особенно приятным и радостным.

Бунин и Вера Николаевна возвратились через Киев — где осматривали Владимирский собор[20]— 26 мая в Москву. В этот же день Бунин уехал в Грязи, чтобы повидаться с больной матерью, жившей у Ласкаржевских.

_____________________

1. Источник: Бабореко А. К. Бунин И. А. Материалы для биографии. – М.: Художественная литература. 1967. (вернуться)

2. Эту дату В. Н. Муромцева-Бунина называет в своих воспоминаниях «Беседы с памятью». – «Новый журнал», Нью-Йорк, 1960, кн. 60, стр. 166. (вернуться)

3. Сообщено Л. Ф. Зуровым в письме ко мне от 25 января 1967 года. (вернуться)

4. Г. Кузнецова, Грасе – Париж – Стокгольм. – «Воздушные пути», Нью-Йорк, 1964, № 4, стр. 84. (вернуться)

5. Эта дата указана Буниным – см. Собр. соч. И. А. Бунина, т. 10, Берлин, 1935, стр. 76. (вернуться)

6. «Беседы с памятью». – «Новый журнал», 1960, кн. 60, стр. 174–175. (вернуться)

7. Там же, стр. 177. (вернуться)

8. Там же, кн. 62, стр. 14. (вернуться)

9. Там же, стр. 148. (вернуться)

10. Музей Тургенева, № 3216. (вернуться)

11. Там же, № 2881. (вернуться)

12. «Беседы с памятью». – «Новый журнал», 1960, кн. 62, стр. 153. (вернуться)

13. ГБЛ, ф. 331. 87. 53. (вернуться)

15. «Беседы с памятью». – «Новый журнал», 1960, кн. 62, стр. 174. (вернуться)

16. ИМЛИ, ф. 3, он. 3, № 30. (вернуться)

17. Сб. «Весна пришла», Смоленск, 1959, стр. 212. (вернуться)

18. Цитирую по рукописи, любезно присланной В. Н. Муромцевой-Буниной. В дальнейшем цитаты из ее воспоминаний без ссылок на источники приводятся по этой рукописи, озаглавленной «Новая жизнь». (вернуться)

19. Бунин имеет в виду «Jerusalem» (1895) Пьера Лоти – описание его путешествия к «святым местам». (вернуться)

20. В. Н. Муромцева-Бунина пишет: «Ян долго стоял перед «Страшным судом» Васнецова». (вернуться)


в начало страницы

 

Главная страница
Яндекс.Метрика